Вы не задумывались, почему некоторые тексты читаются на одном дыхании, а через другие приходится продираться? Почему одна статья запоминается на лету, как бы сама собой, а чтобы запомнить другую, ее приходится конспектировать и повторять миллион раз? Как думаете, дело в таланте автора? В силе текста? В правде? Многие ответят: конечно, да! Но это только часть правды. Заглянем на другую сторону и поговорим о количественных характеристиках качества.
Закон Миллера
Существует фундаментальный закон, соблюдая который, ваши тексты будут всегда легко читаться и запоминаться. Он называется «закон Миллера» или «семь плюс-минус два». Согласно этому закону кратковременная память человека ограничена. Средний человек может одновременно запомнить и повторить не более 7±2 элемента. Если быть точным: от 5 до 9. Эту закономерность экспериментально обнаружил американский ученый-психолог Джордж Миллер. Он опубликовал результаты исследования в работе «Магическое число, семь плюс-минус два» в 1956 году в журнале Psychological Review.
Фото с сайта https://psyera.ru/
2 следствия закона Миллера
- Чтобы информация легко запоминалась, ее нужно делить на части.
- При делении на части необходимо учитывать возможности оперативной памяти человека:
7±2 элемента.
Действительно, посмотрите сами, что легче запомнить:
89038795436 или 8-903-879-54-36 = номер телефона
76461022Х30065Х4 или 7646-1022-Х300-65Х4 = номер банковской карты
Но это еще не все самое интересное. Миллер не только экспериментально определил объем кратковременной памяти человека, но и экспериментально показал, почему информация запоминается быстрее и легче. Из результатов исследования следует, что, если внешние характеристики элементов (количество 5, 7 или 9) совпадают, человек не пытается анализировать смысл элементов, а просто запоминает их. Если количество элементов больше 5, 7 или 9, человек пытается сначала анализировать последовательность и группировать элементы до нужного количества.
Вы спросите, какое отношение это имеет к тексту. Прямое. В более поздних исследованиях, проводимых в рамках когнитивной психологии, делались попытки опровергнуть закон Миллера. Но положения закона только подтвердились. Компания KISSmetrics провела исследование, которое показало, что средний читатель запоминает первые три и последние три знаменательных слова из заголовка. Поэтому делать заголовки длиннее 6 знаменательных слов можно, но не имеет смысла.
Многие скептически относятся к закону Миллера. Для них я приведу цитату Нильса Бора, датского физика: «Главное, чтобы это работало, а веришь ты в это или нет — не важно».
Источники
- Магическое число семь плюс-минус два
- The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information (полный текст работы в оригинале)
- Дж.А. Миллер. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию (перевод работы на русский язык).
- How to Write Great Headlines That Go Viral.